|
История Учемских храмов Разрушение
К началу ХХ века на территории села Учма стояли следующие постройки: Храм Успенья Пресвятой Богородицы с приделом московских чудотворцев Петра, Алексея и Ионы, под которым был похоронен Преп. Святой Кассиан Угличский; Храм Рождества Иоанна Предтечи с приделом Преподобного Кассиана; Отдельно стоящая колокольня с пристроенной к ней церковно-приходской школой, библиотекой Павленкова и сторожкой; Часовня Преподобного Кассиана Угличского; Восточные и северные святые врата; Дом священника и дом псаломщика; Кладбище; Кирпичная ограда с решетками между столбами. Прихожане любили свои церкви, на их пожертвования в начале ХХ века открылась церковно-приходская школа и началось строительство новой ограды. Но уже через несколько лет, после революции, эти же люди, словно лишившись разума, стали уничтожать то, что было смыслом их жизни. Процесс разрушения и разграбления Учемских храмов начался в 30-е годы. Рассказывают, что в национализированный дом священника Петра Василевского поселили местную учительницу. Через некоторое время опустел дом псаломщика Федора Смирнова: он украл для своих голодающих десятерых едоков кочан колхозной капусты. Псаломщика посадили, выслали вместе с семьей и в его дом поселили приезжих. Сын нового хозяина добивался расположения учительницы и, потерпев неудачу, решил отомстить. Он созвал отряд ребятишек, которые, маршируя строем, с песней «По долинам и по взгорьям шла дивизия вперед, чтобы с боем взять картошку и – в соседний огород», набирали картошку, камни, яблоки и все ближе подходили к церкви. Бывший красноармеец скомандовал: «Товсь!.. Цельсь! Огонь!» Это стало первым организованным нападением на Учемскую церковь. Потом эти же дети тайком отдирали кровельный церковный тес, приколачивали к концу каждой доски кусочек обода решета и делали лыжи. Из колонн церкви Иоанна Предтечи получались отменные лыжные палки (колонны состояли из множества точеных цилиндров подходящего диаметра, скрытых под штукатуркой). Дети вытаскивали из церквей иконы, намораживали лед и катались со святой горы. Не гнушались иконами и взрослые: их использовали в качестве мостков, кормушек для скотины и обыкновенного строительного материала. По просьбе местного умельца с церковных крыш снималось железо на жестяные калоши. Сторож боялся выходить на улицу ночью. Он только звонил в колокол, чтобы спугнуть воров. Но эти действия были бесполезны. В 1935 году все церкви были отобраны у религиозной общины и закрыты. Сразу после этого события Надежда Вандышева пошла в зимний храм и хотела забрать свою икону, благословение родителей. Там был разгром: повсюду валялись иконы, подсвечники и другая утварь. На полу лежал головной убор, чудотворный куколь Св. Кассиана. Она хранила священный предмет дома, пока, по словам ее крестницы Валентины Дмитриевны Ореховой, не пришел некий пожилой бомолец и не выпросил реликвию. О судьбе деревянного, обложенного серебром наперсного креста Учемского чудотворца, его надгробной раки и плиты мангупских князей, замурованной в стену храма, ничего не известно. В 1936 году в бывшем Успенском Учемском монастыре расположился Волголаг: заключенные, участвовавшие в строительстве Угличской ГЭС и дороги Углич-Рыбинск. В 1937 году церковь Рождества Иоанна Предтечи с приделом Преподобного Кассиана была куплена Волголагом НКВД как строительный материал и взорвана. Кирпича оказалось недостаточно, большая его часть развалилась при взрыве. Тогда заключенным было велено разбирать вручную придел московских чудотворцев: позднее из этого кирпича были сложены печи в бараках ВОХРовцев в Угличе. Говорят, что при разборке церкви, художник по имени Себастьян, сидевший за фальшивомонетчество, нашел замурованные в стене два горшка с золотом. Он проглотил часть монет, но находчивое руководство лагеря распорядилось запереть Себастьяна в камере наедине с ведром. Народ верит, что деньги пошли на строительство Угличской плотины. В 1938 году, перед отбытием из Учмы, заключенные разобрали сторожку, пристроенную к колокольне, а также свою столовую, которая размещалась в церковно-приходской школе и квартире для учителя. Осталась сама колокольня и Успенская церковь, но уже без придела московских чудотворцев. Эти две постройки простояли полуразрушенными до 50-х годов. Жители окрестных деревень постепенно растаскивали остатки зданий для своих хозяйств. И сейчас, почти в каждом доме топятся печи, сделанные из церковного кирпича; можно встретить куски памятников, используемых в роли ступеней или фундаментных блоков. Летом 1951 года одна из бригад рыбаков увидела столб пыли на месте храмов. Потом раздался грохот: обрушилась Учемская колокольня и погребла под собой двоих братьев Закуриных, разбиравших ее на кирпич. Еще один человек незадолго до этого момента ушел в Успенскую церковь. Позднее он, как и многие другие крестьяне, говорил, что сам Господь отвел его в тот страшный день от колокольни. Власти решили предотвратить аналогичное падение Успенской церкви и гибель людей под развалами. Прибывшие рабочие пробили ниши по всему периметру, заложили в них последовательно деревянные бруски и подожгли конструкцию. Успенский храм рухнул. Оставшийся материал использовался при строительстве фундаментов колхозных ферм и телятников. В 70-е годы два местных жителя на паях сложили из церковного кирпича баню, которая простояла недолго: один из них, разругавшись с напарником, снес здание бульдозером. Высокий берег, на котором стоял когда-то Успенский Учемский монастырь, превратился в узкую косу на мелководье. От могучих храмов остались два небольших холма из разбитого кирпича. Но в земле покоятся мощи святого, и от них происходят чудеса. Поклонный крест и памятная часовня, установленные на месте бывшей Кассиановой Пустыни, напоминают о ее былом величии.
|
|