|
Село Учма Бывшая подмонастырской слобода
Начиная с XVI века при Кассиановой Учемской Успенской Пустыни сформировалась инфраструктура: подмонастырская слобода, жители которой помогали монахам и трудились на благо монастыря. В 1764 году, когда указом Екатерины Учемский Успенский монастырь был упразднен, церкви стали приходскими. Это означает, что монахи больше не обитали в Учме. На территории бывшего монастыря (которая стала называться селом Учма), в тех же постройках, стал проживать священно-церковный штат, церковный причт. В причт в Учме входили священник, дьячок и пономарь. Состав штата иногда изменялся, и позднее в причт входил еще и псаломщик. Причту принадлежало 32 десятины земли (1 десятина = 1 гектар 9 соток земли). Прихожане храмов – крестьяне, из монастырских превратились в государственных. Они жили не в селе Учма, а неподалеку, в Учемской Слободе и окрестных десяти деревнях. При этом название селения «Учемская слобода» сохранилось до середины XX века, после чего слово «слобода» исчезло, и Учма стала селом, которое уже не имело отношения к церкви. Учемцы, следуя завещанию св. преп. Кассиана, старательно оберегали земли, принадлежавшие некогда Кассиановой Пустыни. В мае 1836 года, когда прапорщик Змеев прибыл описывать собственность причта, крестьяне сообщили ему, что все пустоши заболочены и не пустили на свои земли. Издавна крестьяне Учемского прихода, как и многие другие Ярославские, занимались отхожим промыслом: уезжали или даже уходили пешком в Санкт-Петербург на заработки. Начинали мальчиками, в половых, потом становились приказчиками. Некоторые открывали свой бизнес, преимущественно торговлю. При этом дом и семья оставались в деревне. Ярким примером таких крестьян является Константин Афанасьевич Торопов. При священнике Петре Васильевском (в конце XIX века) на пожертвования крестьянина Торопова была расписана церковь Рождества Иоанна Предтечи и поновлены иконы ее иконостаса. Стоило это около 2000 рублей. Надгробный памятник К.А. Торопова, среди немногих других, остался стоять на старом монастырском кладбище. Известно, что Илья Алимпиевич Голиков из деревни Плоски пожертвовал два паникадила на сумму 600 рублей. Для сравнения, корова в те времена стоила от 3х до 50 рублей. Начиная с XIX века, жители двенадцати окрестных деревень были объединены не только религиозной общиной, они входили в Учемское сельское экономическое общество со своим правлением. Многие крестьяне, вплоть до 30-х годов ХХ столетия, вкладывали свои городские заработки в сельское хозяйство. Когда начался процесс раскулачивания, наиболее зажиточные крестьяне создали колхоз «Красная Учма», выправили чистые документы и разъехались. В 1936-м году в бывшем Учемском монастыре расположился Волголаг, специализировавшийся на строительстве Угличской ГЭС и дороги Углич-Рыбинск. К этому моменту большинство учемских домов опустело: ожидалось затопление. В деревнях, как и сейчас, жили практически одни старики. Но вопреки прогнозам, Учемская слобода осталась на суше, и в ней поселились жители ушедших под воду мологских земель. Они пополнили колхоз «Красная Учма», позднее переведенный на рыболовецкий устав: на затопленной территории Рыбинского моря создалась богатая кормовая база. Через некоторое время началось укрупнение колхозов. «Красная Учма» вошла в состав колхоза «Дружба». В 70-е годы рыбхозяйство ликвидировали, и ловлю запретили под страхом наказания за браконьерство. Колхоз стал чисто сельскохозяйственным. К началу XXI века крестьянство в Учме, как и в большинстве российских деревень, вымерло как класс. Сегодня в селе нет ни одной коровы. Земля-кормилица была приватизирована, распределена в паи между колхозниками и распродана новым хозяевам под строительство коттеджей. В составе колхоза «Дружба» остался один человек: председатель. Количество местных жителей катастрофически сокращается, зимует около двадцати человек, и в основном — люди пожилого возраста.
|
|