|
История Учемских храмов. Приходские церкви. Настоятели
О настоятелях Учемской Пустыни известно немного, но именно благодаря им Учемская Церковь процветала вплоть до 30-х годов XX века. Иван Алексеев в 1765 году стал первым священником Учемской церкви после упразднения монастыря. Матвей Борисов произведен в священники 12 сентября 1803 г в церкви. Он был женат на дочери Ивана Алексеева. Традиционно сан священника храма передавался из поколения в поколение, новым практически всегда становился зять (муж дочери настоятеля). Сам Иван Алексеев жил до своей смерти за штатом, на иждивении зятя. Дольше всех, при первых двух священниках, в Учемской церкви служил пономарь Козьма Егоров. На смену ему пришел его родной внук Иван Покровский (семинарская фамилия, был переведен сюда из Покровского в Лужках Даниловского уезда). Николай Ребров был переведен в Учемскую Пустынь в 11 июля 1818г. из села Климатино Мышкинского уезда Обучался в семинарии, окончил курс богословского учения и сказывал проповеди собственного сочинения. Илья Лавров - из учеников, окончивших полный семинарский курс. Рукоположен в священники в 1846 г. и был священником Учемской церкви до 1882 года. Петр Васильевский (в Учме его фамилия звучала как Василевский) женился на дочери Ильи Лаврова, настоятеля Учемской Пустыни и стал в последствии его преемником. Он служил в Учемской церкви с 1882 до 12 октября 1927 года. Он умер в звании протоиерея и похоронен возле одной из ныне разрушенных церквей в Учме. Именно отец Петр составил книгу «Преподобный Кассиан Грек Угличский чудотворец и основанная им Учемская пустынь», на материалах которой базируется наш сайт. Родился Петр Василевский в январе 1856 года, в 1879 он году окончил курс учения в Ярославской духовной семинарии с аттестатом 2-го разряда. Состоял законоучителем в Масальской народной школе Мышкинского уезда с 1879 г. и потом переехал в Учму. В должности законоучителя церковно-приходской Учемской школы он состоял с момента ее открытия – с 22 октября 1890г. После 1900 года при школе была открыта бесплатная земская бибиотека им. Павленко. За составление катахизисных бесед Петр Василевский получил благодарность от епархиального начальства с выдачей свидетельства. За соискание денег на строительство церковного дома в селе Учма награжден набедренником с выдачей св-ва за № 9003. За 11летнюю отлично-усердную службу и особые труды по народному образованию награжден бархатной фиолетовой скуфьёю с выдачей св-ва за № 4666. За особые труды по устройству здания для ЦПШ и усердное преподавание в ней закона Божия получил архипастырское благословение и св-во за № 6753. За 17 летнюю отлично-усердную службу и особые труды в должности законоучителя в ЦПШ награжден бархатною фиолетовой камилавкой с выд св-ва за № 6294. За 25-летнюю отлично-усердную службу в сане священника и особые труды в местной ЦПШ награжден золотым наперсным крестом, св-во за № 10746. В 1916 году, за 32х летнюю отлично-усердную службу награжден орденом святой Анны III степени за № 18275. Как и у многих священников, у П.В. Василевского была большая семья. Жена – Фаина Ильинична, урожденная Лаврова (24.05.1860-07.02.1942). похоронена в Ярославле на Леонтьевском кладбище. Старшие дети, как и отец, пошли в священники: Владимир получил приход в Усть-Лабинске Красноярского края; Николай – в с. Высоково, Борисоглебского района Ярославской области. Сын Николая, Константин, родился селе Косково Моложского уезда. У остальных восьмерых детей судьба сложилась по-разному. Андрей, призванный в Красную Армию, погиб в Гражданскую войну. Алексей и Петр (1900 – 1977) жили в Ярославле, а Касьян – в с. Пахма. Александр, придя домой после фронта, умер в 1945 году от туберкулеза. Про братьев сохранилось некоторое количество записей в Угличском архиве. Рано, в 31 год умерла и дочь Ксения. Елизавета жила в Реутове Московской области, а Елена в Тутаеве. Не осталось в Учме и родового дома Василевских. В 1937 году он был перевезен в Ярославль и стоит там до сих пор. В 1948 и 1953 годах Петр Петрович Василевский привозил в Учму на «монастырский остров» своих дочерей Нину и Таню, показать могилу деда. Тогда она не была затоплена, как видимо и сейчас, хотя внешних признаков уже давно не сохранилось… После революции настоятели менялись довольно часто, но письменные данные есть только об одном – Александре Стукалкине. Он был переведен в Учму из Ермаковского района и служил в Учме не больше года. Монах Иринарх, также служивший в Учме, жил у своих прихожан: дом священника был национализирован. Со слов старожилов, в Учме служил отец Антон (с прозванием Антон Проповедник). Его проповеди против советской власти собирали много народу, поэтому служил он недолго.
|
|