|
Св. Преп. Кассиан Учемский (Князь Константин Мангупский) Вечность. Ферапонтово - Учма. Строительство духовное, строительство монастыря.
Через некоторое время архиепископ Иоасаф отправился в Ферапонтов монастырь, и князь Константин последовал за ним. В житии сказано, что, несмотря на монашеский образ жизни, он находился в раздумьях и не решался постричься. Однажды князь увидел во сне новую каменную церковь, большую и прекрасную (через некоторое время после этого сновидения началось строительство каменного храма Рождества Богородицы, расписанного Дионисием). Посреди церкви, на престоле, восседал усопший игумен Ферапонтова монастыря Преп. Мартиниан с жезлом в руках. Он повелевал князю постричься. Когда тот отказался, Преподобный грозно сказал: «Ежели не пострижешься, учну тя бити жезлом сим». В ужасе Константин побежал к Иоасафу и попросил постричь его в монахи. Скорее всего, постриг был единственной возможностью одновременно спасти жизнь опального князя и сделать ее более свободной: воцерковленный человек, монах, служит Господу Богу и имеет право выбирать, на чьих землях жить и с кем общаться. Князю, по всей видимости, пригодились рассуждения о свободе и счастье, знакомые со времен греческого кружка. Константин принял постриг с именем Кассиан. Этот шаг дался ему нелегко, и инок, по всей видимости, еще долго боролся в помыслах с князем. Помогал ему мудрый старец Св. Преп. Нил Сорский, основатель скитского жития и один из духовных отцов нестяжательства в Русской земле. Оба подвижника были дружны и проводили время в душеспасительных беседах. Сохранились два послания Преп. Нила, написанных, вероятно, Преп. Кассиану. В письмах решается вопрос о том, как иноку бороться с искусительными помыслами о прежней мирской жизни и звучит утешение в постигших скорбях. В обители Преподобного Ферапонта Кассиан прожил недолго. Практически сразу после пострижения он отправился в лодке по реке Шексне и далее по Волге в княжество своего друга, Угличского князя Андрея. В ночь на Рождество Иоанна Предтечи, 23 июня (ст. ст.), Кассиан со спутниками, двумя иноками, остановился на ночлег на месте впадения в Волгу речки Учмы, в 22 верстах ниже по течению от Углича и в 8 – выше от Мышкина. Повесив на молодую ель икону Божьей Матери и проведя всю ночь в молитве, Преп. Кассиан увидел яркий свет, ниспадающий на него с неба, а в лучах света – образ Иоанна Предтечи. В Житии Преп. Кассиана так звучит обращение святого: «…На сем месте уже поселишься ты, во имя Рождества моего поставишь здесь храм и после трудов твоих получишь вечный покой. Не уходи отсюда. Во все дни жизни твоей я буду помогать тебе и не отступлю от храма твоего во веки». Утром следующего дня он поставил крест и шалаш, положив тем самым начало Кассиановой Учемской Пустыни. В пятидесятилетнем возрасте наступил новый этап его жизни – строительство духовное и строительство обители. Преп. Кассиан, так же как и Преп. Нил Сорский, следовал идее нестяжательства и гуманизма, никогда не назывался игуменом. В Синодике Учемского монастыря именовался как «рода начальник и строитель святыя обители сей». Князь Андрей Васильевич Большой (Горяй) радостно приветствовал начинание своего друга и всячески ему содействовал. В знак признания благородного происхождения, Андрей Васильевич подарил Учемскому подвижнику царский подарок: своего лучшего коня. О близости их отношений говорит тот факт, что Преп. Кассиан стал восприемником от купели княжеского сына Димитрия. Кроме того, близ Учмы водились разные звери: лоси, олени, зубры, медведи, волки, лисицы и другие, и князь Андрей с боярами нередко охотился здесь и заходил в обитель навестить преп. Кассиана – добродетельного монаха в то же время – образованного византийского князя. Именно таких людей князь Андрей и ценил: эрудированных, высококультурных и талантливых. Во времена его правления была собрана библиотека, построено много каменных церквей и светских зданий. Палаты удельных князей, более известные под именем «Дворец царевича Дмитрия», – единственное светское строение, дошедшее до наших дней. Иконы и росписи в храмах, по заказу Андрея Васильевича, нередко выполнял Дионисий. Угличский князь познакомил Преп. Кассиана с Преп. Паисием, основателем и игуменом Угличского Покровского монастыря. Оба они навещали князя Андрея и проводили время в беседах. К сожалению, общение было недолгим. В 1491 г. Великий князь Иоанн III вызвал своего брата в Москву и приказал заковать в цепи как изменника и крамольника. Через 2 года князь Андрей Васильевич умер в темнице. Преп. Кассиан лишился своего друга и благотворителя. Он скорбел о потере и молился вместе с Преп. Паисием. Их общение переросло в прочный духовный союз, который помог Преп. Кассиану справиться с очередными ударами судьбы. Преп. Паисий очень любил и уважал своего друга и завещал Преп. Кассиану наблюдение за Покровскою обителью. Но Преп. Кассиан умер в 1504 году в возрасте 77 лет, через полгода после кончины Св. Преп. Паисия. До самой смерти он заботился не только о своей душе, но и о благе ближних, особенно нуждающихся. Преподобный поил, кормил алчущих и жаждущих, одевал нагих, давал приют и пропитание странникам и неимеющим крова. Святой Кассиан посещал заключенных в темницах, исполнял их просьбы и утешал душеполезными словами. У Преп. Кассиана было много учеников и сподвижников, которые составили его «Житие». В 1629 году были свидетельствованы мощи Преподобного Кассиана и проистекавшие от них чудеса. Ростовским митрополитом Варлаамом было велено «праздновать всеторжественно священную память его вместе со святыми, лобзать и поклоняться всечестному гробу и святому образу в вечные роды непреложно». Служба святому составлена в 1686 году. Память Преп. Кассиана Российская Православная Церковь официально отмечает 2/15октября, в день преставления (в Учме издревле этот день чтится 4/17 октября); и 21мая / 3июня, в день царя Константина и матери Елены.
|
|