|
Св.преп.Кассиан Учемский (кн. Константин Мангупский) Юность. Константинополь - Мистра. Гибель Византийской Империи
В юности мангупский князь Константин переехал в Константинополь, столицу Византии. Город переживал трагический момент своей истории, готовился к отпору осады, и велись работы по укреплению. Там, где когда-то праздновали жизнь около миллиона человек, в середине XV века от силы перебивалось с хлеба на вино сотня тысяч. По всему городу тянулись громадные пустыри, пастбища и даже пашни. Старый дворец лежал в руинах. После нескольких попыток унии, нелепых дипломатических усилий и политических метаний, Лука Нотара, адмирал флота и мегадука (первый министр) Империи выразил интересы греческой буржуазии своим высказыванием : «Лучше увидеть в Святой Софии турецкую феску, чем латинскую тиару». «В одну из ночей осады белое пламя объяло галереи Святой Софии. Огонь вырвался наружу, не причинив храму никакого вреда, и взметнулся к небу. На миг завеса небес раздвинулась, и, впустив пламя, замкнулась, теперь уже навсегда. Патриарх Анастасий тогда рек, что Дух Святый, тысячу лет благотворивший в Царьграде, навсегда покинул город… А несколько дней спустя на Константинополь пала великая тьма, и пролился кровавый дождь. Жители в ужасе ходили по улицам, набирали полные ладони темно-красной воды, пробовали ее на вкус, и была она солона». Константин Палеолог, последний император Византии, пал у Золотых ворот как рядовой солдат. Останков кесаря несколько дней не могли найти, пока, наконец, один серб не преподнес его голову Мехмету II. Только после этого султан окончательно уверился в своей победе. Он повелел похоронить тело с императорскими почестями. До начала ХХ века могила последнего из кесарей содержалась на площади Вефа в Истамбуле за счет казны Османской империи. Победители избрали патриарха: Георгий Схоларий (Геннадий), бежавший из осажденного Константинополя, попал к туркам в плен и был продан на рабском рынке в Адрианополе. Мехмед пригласил его в Стамбул, и Геннадий занял патриарший престол. Согласие главы восточной церкви означало, что он признавал новый порядок вещей. Православное духовенство избрало путь сотрудничества с завоевателями. В 1453 году князю Константину Мангупскому – 26 лет. Он стал свидетелем гибели великого города и возможно вместе с выдающимся историком Георгием Франзи принимал участие в его обороне. Константинополь пал, но остался независимым морейский деспотат, провинция Византийской империи, существовавшая с середины XIV до середины XV веков. Туда, в Морею, на полуостров Пелопоннес, в город Мистра, отправился князь Константин и поступил на службу к своему родственнику, деспоту морейскому Фоме Палеологу, родному брату последнего императора Константина. Мистра, город вольных греков, при Палеологах пережила свой самый блестящий период. Ее холмы покрылись дворцами, церквами и монастырями, а двор правителей стал более блестящим и оживленным, чем константинопольский. В Мистре жили образованные греки: ученые, художники, архитекторы, писатели – Георгий Франзи, автор «Истории Византии», Константин Ласкарис, «отец греческой науки на Западе» и многие другие. Князь мангупский, вероятно, посещал кружок ученых греков, руководимый Виссарионом Никейским – последователем Гемиста Плифона и духовником Зои (Софьи) Палеолог. Здесь, возможно, он усвоил одно из основных положений детерминизма, сформулировано Плифионом: «Существование всеобщей необходимости вовсе не означает порабощение человека, ибо понятие «свобода» вовсе не есть противоположность понятию «необходимость». Человек может вполне свободно учитывать необходимость и действовать в соответствии с ней. Противоположное свободе понятие есть рабство, а не необходимость». В 1460 году, в 33-летнем возрасте, князь Константин навсегда оставил Родину: турками был покорен Морейский деспотат. Вся православная семья Фомы Палеолога, в том числе и дочь Зоя (Софья) Палеолог, как и многие греки, бежали в Европу.
|
|